menu

20:56
Трудности адаптации

школа

Как узнать, готов ли ребёнок к школе? Как предупредить сколиоз и что для этого могут сделать родители? С какого возраста малыш может заниматься физкультурой и когда его стоит отдавать в спортивные секции? Как определить, нужны ли младшим школьникам дополнительные занятия в секциях и кружках, куда их как можно раньше стремятся определить амбициозные родители? На эти и другие вопросы ответил врач-валеолог, член-корреспондент Российской академии естественных наук Владимир Бортновский.

Владимир Николаевич, как сказываются на детях школьные нагрузки?

– За последние тридцать лет нагрузка в школе увеличилась почти в два раза. Очевидно, что успешность обучения достигается за счёт увеличения умственной деятельности и объёма учебной нагрузки при дефиците времени. Однако для учащихся большинства учебных заведений, особенно школ с углублённым обучением, характерно постоянное психо-эмоциональное напряжение, дети больше находятся в сидячей позе, меньше бывают на свежем воздухе, меньше спят. В последнее время в обучении всё чаще используются компьютеры и видеотехника. У школьников нарушается зрение: у 25–30 процентов из них близорукость. Ухудшается качество питания, сокращается спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная деятельность. Эти факторы влияют на резервы всех систем растущего организма, провоцируют функциональные расстройства и хронические патологии.

Как вы относитесь к началу обучения в школе с шестилетнего возраста?

– Поступление в школу – один из критических периодов в жизни ребёнка. Многочисленные исследования показали, что дети шестилетнего возраста по своим морфологическим и психофизиологическим показателям значительно отличаются от тех, кому семь лет и больше. Трудности в адаптации шестилетних первоклассников выражаются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, отсутствием учебной мотивации, эмоциональной неустойчивостью. По данным российских учёных, число детей, имеющих необходимый уровень развития школьно значимых функций к поступлению в школу, сократилось в два раза по сравнению с 70-ми годами прошлого века (с 41-го до 21 процента). Готовность обучаться определяется не навыками письма, чтения, счёта, а общим психическим умственным, эмоциональным и социальным развитием, благодаря которому организм приспосабливается к школьной среде, не вызывая при этом неблагоприятных изменений здоровья. Именно поэтому необходимо определить функциональную готовность к обучению в школе с шестилетнего возраста. Для этого используют показатели уровня развития школьно-значимых функций, биологического возраста и нервно-психического статуса ребёнка.

У моего ребёнка врачи обнаружили начальные признаки сколиоза и посоветовали следить за осанкой, правильно подбирать мебель. Мы когда-то учились за удобными партами с наклонными крышками и подставками для ног, куда они исчезли?

– Вы правы, неправильный подбор ученической мебели – один из факторов риска нарушения осанки школьника. Высоту стола и стула нужно подбирать в строгом соответствии с ростом ребёнка, о чём хорошо проинформированы учителя. Что касается парт, за которыми училось наше поколение, то их можно увидеть, пожалуй, только в музее. Интересно, что конструкцию этой парты предложил профессор московского университета Ф. Ф. Эрисман ещё в конце XIX века, потратив на её разработку 15 лет. Этот замечательный человек, врач и неутомимый учёный осмотрел десятки тысяч московских школьников. Он интересовался тем, как влияют парты разного устройства на здоровье ребят, за какими они быстрее утомляются, а главное, как предупреждают сколиоз и близорукость у школьников. Очень важно, насколько удобно расположено тело ребёнка в ученической мебели, соответствует ли его росту высота стола и стула. Как это проверить? Если мебель комфортная , ребёнок сидит свободно, дышит ровно, не поднимает плечи, не наваливается грудью на стол и не нависает над книгой. Ноги всей стопой стоят на полу, крупные суставы образуют прямые углы, между грудью и столом проходит кулак. Край стола в норме должен проецироваться на уровне талии. Как правило, дома «взрослая» мебель не соответствует рост у ребёнка, но родители не придают этому большого значения, оправдываясь тем, что малыш растёт быстро и подбирать ему мебель по росту необязательно. В этом основная причина нарушений осанки у дошкольников. Физиологическая специфика ребёнка такова, что он растёт неравномерно, скачками, и при неадекватной и неравномерной нагрузке на организм быстро искривляются кости позвоночника и грудной клетки. Не поленитесь проверить в классе высоту стола и стула! Существуют рекомендации по выбору мебели для ребёнка. Если рост ученика до 130 см (как правило, 90 процентов первоклассников такого роста), высота стола должна быть 52–54 см, стула – 32 см.

С какого возраста ребёнок может заниматься физкультурой, а с какого его можно отдавать в спортивные секции? Есть ли ограничения при выборе вида спорта?

– Необходимость двигательной активности для ребёнка не вызывает сомнений, но при этом важно помнить, что существует её оптимум для каждого возраста. Низкая двигательная активность задерживает рост и развитие, а чрезмерная подвижность может приводить к специфическому комплексу функциональных нарушений, даже клинических изменений. Начиная с грудного возраста необходимо регулярно привносить элементы физического воспитания детей – гимнастики и массажа. Это укрепляет здоровье, хорошо влияет на общее развитие, сроки появления и качество двигательных навыков, состояние эмоционального тонуса и функциональные возможности отдельных органов и систем. В последние годы молодеют любители спорта. Также значительно увеличились объёмы и интенсивность тренировочных нагрузок. Существуют возрастные нормы начала занятий спортом. Для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7–9 лет. Для баскетбола, прыжков на батуте, лыжного и парусного спорта – 9–11 лет. Для борьбы, водного поло, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, лёгкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10–11 лет. Для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11–12 лет. Для велосипедного спорта, бокса – 12–13 лет. Специализация (учебно-тренировочные занятия) начинается после начальной подготовки с 8 до 15 лет в зависимости от вида спорта. Самая ранняя специализация в плавании с 8 лет, гимнастике, теннисе, фигурном катании с 9 лет, самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжёлой атлетике с 14 лет. Есть заболевания и патологические состояния, при которых нельзя допускать детей к спорту. Речь идёт об острых и хронических заболеваниях в стадии обострения, особенностях физического развития (например, выраженной деформации грудной клетки, затрудняющей функционирование органов грудной полости, укорочение одной ноги более чем на 3 см, даже при полноценной походке). Не допускаются к занятиям спортом дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: врождёнными и приобретёнными пороками сердца, ревматизмом, кардиомиопатией, органическими нарушениями ритма сердца и проводимости, пролапсом клапанов второй степени и выше и так далее.

Нужно ли малыша загружать дополнительными образовательными программами? Какие факторы ухудшают здоровье?

– Что труднее всего даётся маленькому школьнику? Ему сложно усваивать большой объём материала, а ведь зачастую родительские амбиции вместо того, чтобы помогать ученику, усиливают сложности, добавляя к общеобразовательной программе ещё и специальную: спортивную, музыкальную или другую развивающую. Пока ребёнок здоров, он успешно привыкает, адаптируется к условиям образовательной среды. Между тем, объективно лишь у 25–40 процентов детей 6–7 лет биологический возраст соответствует паспортному. Это значит, что ведущие системы организма большинства детей не готовы к усиленному обучению. Они очень зависят от общего состояния здоровья, социальной среды, привычек и образа жизни семьи. Нервная система, органы зрения, слуха, речи у первоклассников должны быть достаточно развиты и не иметь нарушений. Тогда можно начинать учить ребёнка иностранному языку, осваивать компьютерную грамоту, дополнять его развитие. Обратите внимание на то, как ребёнок говорит. Если у него речь недостаточно чистая, есть проблемы со слухом, рассеянное внимание, излишняя подвижность, ни в коем случае не стоит перегружать его. Дайте ему время спокойно развиваться – не подгоняйте, иначе может произойти срыв в системе адаптации. Такие нарушения могут проявиться в излишней эмоциональности поведения: слёзы, драки. Или наоборот – в подавленности и испуге.

Как вы считаете, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья учащихся?

– Необходимо предусмотреть гигиенически адекватные условия пребывания в школе, включая благоприятный социально-психологический климат, медицинское обеспечение учащихся. Сформировать устойчивую мотивацию вести здоровый образ жизни, обучать детей соответствующим навыкам. Уверен, если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы сможем сохранить здоровье подрастающего поколения.

Просмотров: 299 | Добавил: psiradio | Теги: Школа, дети, интервью | Рейтинг: 5.0/1

Реабилитация зависимых
Послеродовая депрессия
Как вести себя с подростком

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]