В искусстве лечения больных и врачи, и представители культа употребляли психотерапевтические приемы для лучшего установления отношений с пациентами и паствой. И это понятно, ведь когда между людьми складываются доброжелательные откровенные отношения, это помогает найти общий язык. Как врачу, так и священнослужителю довольно часто приходится выслушивать от своих пациентов о наболевшем, о сокровенных проблемах, и очень важно врачу-психотерапевту разобраться в поступках, действиях, в мыслях пациента, дать хороший совет, а при необходимости, и предоставить психотерапевтическую помощь.
Психотерапия как система психологического воздействия на психику и через психику на организм больного издавна использовалась служителями культа и, по сути, те священники, которые имели соответствующие человеческие и высокодуховные качества, чрезвычайно эффективно помогали прихожанину. К сожалению, в период гонений на религию ходить к священнослужителю за советом стало несовременным, так же как и к психотерапевту. Поэтому образовавшуюся бездуховную нишу активно стали заполнять представители сект и харизматических церквей. Как правило, такие люди, не имея специального образования и подготовки пресвитеров и священников, начали внедрять в свою проповедническую деятельность элементы психотерапии. Этому способствовали телевизионные показы американских проповедников, которые используя большие аудитории и специально подготовленных специалистов, влияют на психику человека с введением ее в измененные формы сознания без согласования пациента. Чрезвычайно быстро и наши специалисты от сект и харизматических церквей переняли эту форму воздействия на сознание и, используя имя Иисуса Христа, начали внедрять психотерапевтические методики, при этом привлекая к подобного рода молебнам детей, людей со слабой или болезненной психикой, а зачастую и психически больных людей. Для простого человека такие сеансы чрезвычайно опасны и очень быстро они попадают в психическую зависимость от руководителей таких сект и церквей. «Богослужение» целого ряда харизматиков представляет собой гремучую смесь из выступления провинциального ди-джея и местного гипнотизера, которая разогревается системой акустических приборов. И действительно, наблюдая за такими «служениями», можно увидеть, как десятки людей падают на пол, неадекватно себя ведут, кричат, смеются, проявляют изменение поведенческой деятельности. В некоторых случаях, при слабости психики или ее болезненности такие психогенные действия служат пусковым механизмом в развитии эндогенных заболеваний, психологической деформации личности и социальной дезадаптации.
Церковь в нашей стране была и остается отделенной от государства. В связи с этим нет никаких духовных требований к врачам, педагогам, психологам, то есть к тем специалистам, которые работают с людьми и в некоторой степени формируют их нравственность. Психотерапия не является исключением, ведь с точки зрения православия это лечение души душой. Духовная неопределенность, несостоятельность психотерапии, основанной на нравственном плюрализме, атакуется огромным количеством оккультных психотехник.
Лечебное психотерапевтическое воздействие должно иметь иерархию целей: от ближайших к главным - возвращение к непереходным ценностям. Поэтому важно как для православного священника, так и для врача-психотерапевта не манипулировать душами людей. А в деятельности харизматических церквей и сект необходимо ввести запрет применения в «богослужениях» элементов психотехник.
|