Детской психологией этот период развития считается самым важным, поскольку основной деятельностью ребенка здесь является обучение, а для более успешного завершения оно должно быть похоже на игру. Основными в этом возрасте являются следующие новообразования: - рефлексия интеллектуальная - способность запоминания информации, её систематизация, хранение в памяти, извлечение и применение при необходимости; - рефлексия личностная - увеличение количества факторов, оказывающих влияние на самооценку, составление представления о самом себе. Самооценка повышается, чем теплее становятся отношения с родителями. Этот возраст характерен началом периода конкретизированных мыслительных операций в умственном развитии. Эгоцентризм идет на убыль, приходит способность сосредоточения сразу на нескольких признаках, на их сопоставлении и отслеживании изменений. Как утверждает детский психолог, большое влияние на поведение и развитие ребенка в этот период оказывают отношения в семье, поведение взрослых. Развитие детей менее успешно при авторитарности родительского поведения, нежели при дружественности и демократичности. Идет продолжение обучения общению с ровесниками, развивается адаптационная способность, коллективное сотрудничество. Однако игра важна по-прежнему, только теперь у неё личностные мотивы: лидерство - подчинение, предубеждение, преданность - предательство, справедливость - несправедливость. Приходит в играх появление социальной составляющей, детей привлекает придумывание тайных сообществ, шифров, паролей, определенных ритуалов. Правила и нормы взрослого мира усваиваются с помощью правил игры и распределения ролей. Опыт, приобретенный вне дома, оказывает значительно большее влияние на эмоциональное развитие. Придуманные страхи раннедетского периода заменяются достаточно конкретными: тревога за характер отношений с ровесниками, боязнь уколов, природных явлений и т.п. Иногда при нежелании идти в школу даже появляется головная боль, колики в животе, рвота. Это может проявляться таким образом страх перед конфликтом с учителем или одноклассниками, а вовсе не симуляция, как часто думают родители. Надо по-хорошему поговорить с ребенком, выясняя причину нежелания посещения занятий, попробовать найти разрешение ситуации и настроить ребенка на успешный результат. Если в семье нет демократичного общения, это может стать причиной развития депрессии в этом возрасте. Для разрешения такой ситуации потребуется хороший нейропсихолог, его помощь в этом случае будет как нельзя кстати. Кризис 13 летВозрастные кризисы этих лет относятся к числу острых, поскольку это кризисы социального развития. Они напоминают трехлетний кризис:"Я сам!" Здесь наблюдается противоречие между окружающим миром и личностью: идет падение работоспособности и успеваемости, происходит дисгармония внутреннего личностного строения. Кризисные симптомы этого периода: 1. Негативизм - враждебность ребенка ко всему окружающему, агрессивность, недовольство, склонность к конфликтам и одновременно к одиночеству и самоизоляции; этому больше подвержены мальчики. 2. Падение продуктивности - замедление творческих процессов даже в областях ранней заинтересованности, снижение способности и интереса к учебе, все задания выполняются механически. В этом возрасте происходит переход на новую стадию интеллектуального развития, то есть переход от простой наглядности к пониманию и дедукции; происходит смена конкретного мышления логическим, что наглядно выражается в постоянном критицизме и требовании конкретных доказательств. Обращение в детский психологический центр поможет ребенку и родителям сориентироваться в происходящих изменениях и избежать нежелательных эксцессов. Подросток кризисного возраста проявляет интерес ко всему абстрактному: к философии, к музыке и пр. Мир делится на внутренние личностные переживания и объективную действительность. Закладывание основ мировоззрения и личности подростка становится довольно интенсивным. | |
| |
Просмотров: 466 | | |
|
|
|