В педагогической литературе детское творчество признают как своеобразную составляющую художественной культуры. Такая высокая оценка детского творчества объясняется, прежде всего, открытостью, искренностью и непосредственностью воспроизведения в продуктах деятельности реального мира.
Сравнивая детскую деятельность с профессиональным творчеством, которое по своему назначению направлено на создание новых материальных и духовных ценностей, исследователи указывают на то, что по известным причинам полной аналогии между ними не может быть. Но новизна и общественно-педагогическая ценность в детском творчестве имеются. В творческом процессе ребенок открывает для себя окружающую действительность, проявляет свое понимание и отношение к ней. Согласно творческому подходу в психологии продукты деятельности ребенка помогают взрослым раскрыть его внутренний мир, круг интересов, проследить динамику психического развития. Все это дает возможность говорить о правильности распространение понятия “творчество” на деятельность ребенка, но, ограничивая при этом словом “детская”, подчеркивая тем самым условный характер его применения.
По определению Л. Выготского, начальной формой возникновения детского творчества является ее синкретизм [гр. synkretismos - соединение] - неразделимость, которая характеризует первоначальное, неразвитое состояние, то есть такое, в котором некоторые виды искусства не получили самостоятельного функционирования. Так, ребенок и одновременно рассказывает, драматизирует и составляет словесный текст, своей роли.
В отличие от профессионального творчества в мастерской художников деятельность ребенка, как считает Л.С. Выготский, заключается в создании из пережитых впечатлений новой действительности, которая отвечает его потребностям, другими словами, - комбинирование старого в новом сочетании.
Характеризуя развитие детского творчества, исследователи (Л. Выготский, Т. Комарова В. Мухина, Н. Саккулина, Есть. Фльорина) отмечают его схожесть по структуре и закономерностях последовательности осуществления с развитым творческим процессом, но с той разницей, что она возникает не сразу, а постепенно, состоящие из элементарных проявлений в более сложные, проявляя при этом на каждом возрастном этапе собственное выражение.
При этом исследователи указывают на тот факт, что творчество в детском возрасте является “всеобщим достоянием” (Л. Выготский). А именно, научное понимание этого вопроса заставляет смотреть на творчество как на правило, а не исключение. В повседневной жизни творчество является необходимым условием существования, и все, что выходит за рамки устаревшего и в чем содержится хоть капля нового, обязано своим происхождением творческому процессу.
Как показывают экспериментальные данные, в творческой деятельности дошкольного возраста с наибольшей выразительностью проявляются типичные последовательные этапы ее осуществления: накопление представлений о содержании предлагаемой воспитателем или выбранной самим ребенком темы будущего творческого воплощения - возникновение на этой основе замысла - реализация замысла. Исходя из задач, которые возникают на каждом этапе творческого процесса, готовность ребенка к их решению зависит от степени сформированности у него морально-эстетической позиции по отношению к предметам и явлениям окружающего мира.
|