Бихевиоризм

Джон Уотсон (1878-1958), основатель бихевиоризма определял психологию, как науку о поведении. Бихевиоризм был основным и определяющим течением всей американской поведенческой психологии 20-го века.
В бихевиоризме считается, что анализ поведения должен носить объективный характер и ограничиваться исключительно внешне наблюдаемыми реакциями, не учитывая сознание человека, как таковое. Задача психологии, согласно этому подходу, сводится только к тому, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
С точки зрения бихевиоризма, личность человека определяется, как совокупность поведенческих реакций, присущих конкретному человеку. Поведенческая реакция возникает на определенный стимул. Формула S-R, т.е. стимул-реакция до некоторых пор являлась основной в бихевиоризме. Психолог Торндайк утверждал, что связь S-R усиливается, если есть подкрепление положительное (похвала, вознаграждение, получение желаемого результата) или отрицательное (боль, наказание, неудача).
Таким образом, поведение человека определяется ожиданием положительного подкрепления или мотивом избегания отрицательного подкрепления.
В концепции бихевиоризма человек понимается, как реагирующее и обучающее существо, запрограммированное на те или иные реакции. Если изменить стимул и подкрепление, можно вызвать у человека нужное поведение.
В 1948 году психолог, представитель необихевиоризма Толмен добавил в формулу S-R дополнительную переменную I-психические процессы индивида, которые зависят от его индивидуальных характеристик (наследственность, опыт и др.). Формула приобрела вид S-I-R.
Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Он говорил, что поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым они приводят. Основным инструментом формирования нового поведения Скиннер считал подкрепление.
Механистическая концепция поведения Скиннера и разработанная на её основе технологии поведения, сводящаяся к контролю одних людей над другими, получила широкое распространение в США и странах Латинской Америки.
Отечественные исследователи, хоть и в меньшей степени, тоже внесли вклад в развитие бихевиоризма. Так, Бандура (1965), утверждал, что люди склонны подражать поведению других людей с учетом того, насколько такое подражание может привести к благоприятным для нас результатам.
В 70-ые годы бихевиоризм обновил свои концепции и предложил использовать теорию социального научения Паттерса. Социальное поведение, согласно этой теории, можно описать с помощью следующих понятий:

На данный момент, позиции бихевиоризма не так сильны, как это было в середине 20-го века. Критики утверждают, что бихевиоризм слишком упрощает поведение и не учитывает свободной волю, настроение, мысли и чувства человека. Сильной стороной поведенческой психологии является то, что она основывается на наблюдаемом поведении, которое лечге все поддается количественной оценке и сбору данных при проведении исследований. Многие педагоги взяли на вооружение основные принципы бихевиоризма, чтобы способствовать выработке нового поведения и предотвращать нежелательные формы поведения у своих воспитанников.

"Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору – врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков."

Джон Уотсон