Психоанализ

Психоанализ приобрел большую известность за пределами психологической науки. Идеи Зигмунда Фрейда (1856-1939) – отца-основателя психоанализа повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.
В настоящее время под психоанализом понимают:

Впоследствии некоторые ученые-психологи сформулировали уже свои психоаналитические теории, дополнив классический психоанализ своими новыми и оригинальными идеями. Среди них можно выделить:

Интересно, что сам Зигмунд Фрейд не считал создание психоанализа своей заслугой. Когда он был еще студентом, венский врач Йозеф Брейер применял подобный метод к одной из своих пациенток, страдающей истерическим неврозом. Позднее, уже совместными усилиями Фрейда и Брейера, был опубликован труд «Исследование истерии», где была подробно описана эта болезнь. Ученые выяснили, что истерические и другие симптомы могут являться результатом психотравмирующих ситуаций, которые имели место в прошлом и теперь частично забыты или вытеснены в область бессознательного.

Благодаря изучению гипнотических явлений в психической жизни индивида Фрейд выделил сознание и бессознательное (подсознание). Сознание использует в каждый определенный момент времени только малую часть информации. Обычно только то, что непосредственно привлекает внимание. Бессознательное, по Фрейду, состоит из инстинктов и эмоционально окрашенных воспоминаний, которые настолько неприятны для осознавания, что подавляются и вытесняются в область бессознательного. Хотя бессознательные переживания недоступны для сознания человека, они во многом определяют повседневные действия людей.

Целью психоанализа является выведение в область сознания подавленных воспоминаний и освобождения от них. Фрейд называл это достижением катарсиса. Но из-за присущего человеку психического сопротивления эта процедура может длиться годами.
Можно сказать, психоанализ – это рациональный анализ иррациональных побуждений.
Для вывода на поверхность сознания неосознаваемого психического материала в психоанализе используются методы свободных ассоциаций, анализа сновидений, переноса и контрпереноса и др.
Основываясь на многолетних клинических наблюдениях, Зигмунд Фрейд выделил структуру человеческой личности: Оно или Ид , Я или Эго, сверх-Я или супер-Эго.
Под Оно понимается бессознательная часть личности, состоящая из врожденных инстинктивных влечений. Я или Эго – это собственно сознательная или взрослая часть личности, выступающая как бы посредником между Оно и супер-Эго, которое, в свою очередь, выступает контролирующей субстанцией, системой ценностей и норм, которые приняты в окружении человека.

Фрейд ввел понятие механизмов психологической защиты. С их помощью сознание человека защищается от энергии неприемлемых побуждений и чрезмерных потрясений. Таких механизмов несколько. Например, вытеснение, рационализации, регрессия и др.
Наиболее ценным (для развития человека и общества) защитным механизмом является сублимация,  при которой энергия подавляемых запретных желаний преобразуется (сублимируется) в другие, более одобряемые обществом виды деятельности. Например, в спорт или труд.

Изучение Фрейдом роли сексуальных переживаний человека в раннем детстве привело его к созданию теории сексуального развития.
Зигмунд Фрейд утверждал, что особенности сексуального развития в детском возрасте во многом определяют личность (и ее патологии) взрослого человека.
Он выделял следующие этапы в сексуальном развитии. Оральная стадия, фиксация на которо   й приводит к формированию орально-пассивного типа личности, постоянно ищущего поддержки и одобрения, чрезмерно зависимого и доверчивого человека. Фиксация на следующей – анальной стадии – может привести к формированию анально-удерживающего (этому типу свойственно упрямство, скупость, методичность) или анально-выталкивающего типа личности, которому присущи склонность к разрушению, беспокойству и импульсивности. На фаллической стадии сексуального развития образуется так называемый Эдипов комплекс (влечение к родителю противоположного пола). Взрослые мужчины с фиксацией на этой стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стараясь постоянно доказывать свою мужественность через завоевывание женщин.
По достижении пубертатного возраста, когда наступает период полового созревания,  начинается генитальный период сексуального развития. Это время, когда сексуальные влечения и интересы  усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола.
Фрейд указывал еще на один период. Это «гомосексуальный период», когда подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Иногда между ними могут проходить даже эпизодические гомосексуальные игры. Постепенно объектом сексуальной энергии (либидо) становится объект противоположного пола.
Таким образом, сексуальные переживания раннего детства могут занимать важное место в структуре личности индивидуума.

Психоаналитическая теория Фрейда является ярким примером психодинамического подхода в психотерапии и по праву занимает одно из центральных мест в современной психологической науке.

"Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира."

Зигмунд Фрейд