Поступок и мир человека

Наиболее яркий способ выражения человеческой деятельности - поступок со всем богатством его общественно-личностной противоречивости, - с одной стороны, включает в свое содержание особенности исторического уровня культуры человека, с другой - сам определяет эту культуру, будучи проявлением субъекта исторической деятельности.

Если в прошлых исторических эпохах можно проследить тесную связь поступка с мифологией, религией, философией, искусством и другими идеологическими формами общественной жизни человека, то в XIX, а особенно в XX веке поступок объективно связывается, прежде всего, с научно-техническим прогрессом. Революционизирующее влияние науки и техники на жизнь общества решающим образом определяет мировоззрение человека, его познавательные, эстетические и нравственные отношения к действительности, а потому и способ его общественного поведения.

Не менее глубоко влияние поступка на научно-технические достижения человека. Поступок стимулирует и покоряет эти достижения, включает их в свою психосоциальную структуру. В современных работах по психологии и философии проблема человеческой деятельности приобретает первостепенное значение. В частности, С.Л.Рубинштейн предлагает включить в онтологию человека действие, труд, самого человека, творящего, как необходимую и существенное звено. В таком толковании человек выступает как существо, которое реализует свою сущность в объективных продуктах своего творчества и осознает себя через них. Специфика человеческого способа существования определяется дальше степенью связи самоопределения и определения со стороны другого (условия, обстоятельства). Так возникают кардинальные вопросы о месте другого человека в человеческой деятельности, причем другой человек берется только как способ, орудия или как нравственная цель "моей" деятельности. Возникает также вопрос о возможности осознания непосредственных результатов и косвенных последствий любой человеческой деятельности, поступка, а также осознание мотивации, детерминации человеческого поведения, системы значений или ценностей.

Большое количество понятий, представленных в трудах С. Л. Рубинштейна, свидетельствует о существенных признаках поступка. К сожалению, теоретически они еще не упорядочены и выступают на переднем крае психологической науки. Реализация общей теории психики предполагает определение поступков действия и последействия как всеобщего коммуникативно-творческого акта, который осуществляется между человеком и миром. Возникает первое задание: раскрыть отношения "человек - поступок - мир", в котором поступок не просто опосредующее звено, а всеобъемлющий срез бытия, где в определенном смысле и человек, и мир предстает как диалектические моменты.

Современная психология, конкретизируя понятие "человек", подразумевает, прежде всего, личность. Русский термин "личность", имея в себе древнеславянский корень, возвращает нас к слову "лик". "Личность" предоставляет "лик" субстанции. Возникает вторая задача: показать поступок в связи с его научно-технической оснащенностью. Последняя не является внешним аксессуаром поступка, а его существенной историко-культурной определенностью. Поступок является основным звеном, центром любой формы человеческой деятельности, и не только моральной. Он выражает какое-либо отношение между личностью и нравственным миром. Это отношение можно правильно понять, когда содержание понятия "личность" впитает в себя то, что уже очеловечено, освоено, приобретенное человеческой индивидуальностью, - знания, представления, осознанные законы.

Вернуться в раздел