Пауза молчания, как инструмент психологического консультирования

Когда в процессе беседы возникает пауза, кто несёт за неё ответственность? Пауза может быть пустой. Она утомляет и раздражает. Но есть паузы, когда человек погружается в себя, о чёт-то думает. Умение молчать – необходимый навык консультанта.

Тишина необходима для глубокого осмысления, происходящего с клиентом. Иногда молчание означает прерывание контакта (непродуктивное молчание). Консультанту важно научиться быть чутким к тишине и уметь специально создавать и использовать эти паузы. Продуктивное молчание увеличивает эмоциональное взаимодействие клиента и консультанта. Позволяет клиенту изучать себя.

Важные моменты молчания в психологическом консультировании:

• В начале беседы паузы молчания могут выражать тревогу, растерянность клиента.
• Во время паузы клиент обдумывает свои слова для продолжения рассказа, обдумывать, возникающие во время беседы догадки, идеи.
• У консультанта так же важны паузы молчания. Они нужны для обдумывания нового вопроса, для подведения итога какой-то части беседы, выбрать главное, важное из какой-то части рассказа клиента.
• Молчание означает, что будет продолжение беседы со стороны клиента или консультанта (разделение ответственности за беседу).
• Пауза молчания, если она субъективна, может быть неприятной т.к. беседа зашла в тупик. Придётся искать новое направление беседы.
• Молчание может означать сопротивление клиента процессу консультации.
• Пауза возникает, когда беседа имеет формальный характер. Клиент и консультант избегают обсуждение важных тем, приближение к которым увеличивает тревожность у клиента.
• Молчание, как обобщение. И это молчание более осмыслено и красноречиво любых слов.

Затянувшееся молчание можно прервать фразами: «О чём вы думаете? Что сейчас чувствуете? Что важного в этом молчании?»

Иногда не следует сразу прерывать молчание клиента. Лучше дать ему «дозреть». А со стороны консультанта неожиданное молчание говорит о том, что клиент допустил какую-то оплошность, неприятную для консультанта.

«Молчанье – золото!» - сказал один мудрец. А умело использованное молчание – золото вдвойне.

Вернуться в раздел