Формирование эмоционально-чувственной душевности семьи

Фрейд, а за ним А. Адлер разделяли мнение, что личность в основном формируется в течение первых шести лет.

Введенный А. Адлером термин "план" а в дальнейшем - "линия Эго", "Линия жизни", "стиль жизни", формируется у ребенка к пяти годам. Автор называет его прототипом или "первичной формой адаптации индивида к жизни", своеобразным стержнем, обрастает смыслами, которые ребенок черпает из жизненного опыта. Особое значение здесь А. Адлер предоставляет собственно семейной атмосфере, взаимоотношениям в семье, ценностным ориентациям и установкам родителей, считая их первичным фактором в развитии личности ребенка.

Фактор, которому особое внимание в этом контексте привлекает К. Хорни - это ощущение ребенком скрытого лицемерия среди окружающих его людей, в частности того, что любовь родителей, христианское милосердие, честность, благородство и т.п. могут быть только кажущимися. 

Продолжая рассуждения в этом направлении, задаемся вопросом: а не в том причина оценки ребенком собственного окружающего мира опасным, ненадежным и непредсказуемым, что нарушено партнерство между родителями, в семье царит напряженная атмосфера? Недаром же замечают, что душа ребенка является фотографией семьи, но не обычной, а рентгеновской, поскольку отражает его внутренний мир. Эту проблему актуализировал в своих исследованиях Э. Берн, который считал, что "каждое человеческое существо рождается на свет принцем или принцессой; полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых в том, что они - лягушки, и это убеждение становится основой их патологического развития".

И действительно, если у ребенка будет формироваться эмоционально-чувственный опыт, окружающий его мир и он сам положительный, если ребенок научится доверять окружающему миру, то позже он сможет сделать связь с ним еще крепче. В этом смысле вполне справедливо рассматривать формирование эмоционально-чувственного ядра ребенка (ее душевности) в контексте интимно-личностных отношений семьи - родительской любви к ребенку, любви родителей друг к другу.

Рассматривая отношения супругов сквозь призму душевно-духовного самоопределения, предполагается, что любовь мужа и жены может стать главным фактором, воспитывая ребенка. Именно любовь родителей друг к другу, а не только любовь к ребенку. По мнению Сухомлинского, любовь есть могучая сила воспитания, это способность чувствовать сердцем душевные потребности человека, передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений. Разделяем мнение классика, что научить ребенка любить, это научить важному в жизни, а поэтому родители призваны, прежде всего, стать "учителями любви" для своего ребенка.

Вернуться в раздел