Мозговой штурм

Главная функция мозгового штурма – генерация идей (без анализа и обсуждения).

Основные принципы мозгового штурма

В совместной работе группа может рождать идеи более высокого качества и в большем количестве, чем при индивидуальной работе тех же людей.

Оценивать идеи можно лишь после того, как процесс генерации идей завершится.

Правила проведения

Отсутствие всякой критики. Свободный поток идей возможен только в отсутствие страха подвергнуться критике. Важно также не показывать, что та или иная идея не имеет ценности.

Поощрение идей. Группа должна чувствовать, что вклад каждого ценен. Важно сделать акцент не на качестве, а на количестве.

Равноправие участников. Каждый должен чувствовать, что его предложения достойны рассмотрения. Лучше всего, когда каждый высказывается по очереди, что обеспечивает включение в работу всех участников. Если кто-то не может или не хочет внести предложение, он может пропустить свою очередь без комментариев.

Свобода ассоциаций. Не следует накладывать никаких ограничений. Идея, которая выглядит совершенно непрактичной или не относящейся к делу, может обеспечить основу для другой идеи у кого-то из присутствующих.

Запись всех идей на доске или флип-чарте теми же словами, какие произнес участник. Поскольку попытки уточнить формулировку могут прервать поток мыслей других участников.

Время для инкубации. Как только все идеи высказаны, необходимо дать группе время на их обдумывание.

Преимущества

Поощрение креативного мышления. Один из немногих способов генерации идей с использованием структурированной процедуры. Выполнение вышеназванных правил мозгового штурма является залогом его эффективности.

Выход за пределы стандартного мышления.

Простота. Мозговой штурм – это метод, который легко понять и легко применять. Он не требует высокотехнологичного оборудования или долгого времени обучения, а его результаты легко оценить.

Недостатки

Высокая степень вовлечённости участников. Ответственность за процесс находится в руках участников. Мозговой штурм может работать только тогда, когда группа чувствует, что у неё есть идеи. Если никто не готов вносить предложения, группа проведёт время в неловком молчании.

Неполнота процесса. Мозговой штурм – только первая ступень в процессе решения проблемы. Предложенные идеи могут выглядеть вполне удовлетворительными, но реальные преимущества проявятся только тогда, когда идеи воплотятся на практике.