Конспект - дело тонкое

Конспектирование лекций считается неотъемлемой частью учёбы в вузе. Да и как, спросите вы, можно представить студента без такого важного в деле образования атрибута, как конспект? Несмотря на это, по поводу эффективности конспектирования существуют разные мнения как среди преподавателей, так и среди студентов.

Буквы пляшут, слова сокращаются…

Самый настоящий студенческий атрибут, конечно же, помимо всего прочего, отражает характер претендента на получение диплома о высшем образовании. Конспекты одних напоминают дебри, порой неподдающиеся осмыслению даже их авторами. Других – чётко структурированные информационные блоки, по которым основательно прошлись разноцветные маркеры. А старательно выделенные основные мысли в таких рукописях наверняка прочно отложились в памяти стремящихся к знаниям молодых людей. Конспект – своеобразный документ студента, без которого нельзя представить ни одну традиционную лекцию. Он же порой является пропуском на экзамен или зачёт, может «замолвить» словечко за студента или вызвать преподавательское негодование. Его старательно ведут от лекции к лекции, он – наглядное свидетельство приобретённых знаний.
Во времена студенчества, признаюсь, особо не задумывалась над тем, нужно или не нужно конспектировать. Бывало, конечно, что интересная лекция тормозилась напряжённым записыванием речей преподавателя: буквы в спешке становились невыразительными и плясали, слова сокращались, частенько приходилось мучить быстро пишущего коллегу, уточняя слова преподавателя. В итоге текста выходило более чем достаточно, но он получался некачественным и визуально трудно воспринимаемым. Бывало, что писали немного, но по существу, обозначая самое важное или то, чего не найти в учебниках, что поможет быстрее подготовиться к экзамену, вспомнить интересный пример. А вот во времена школы, особенно во время подготовки к выпускным экзаменах, тут уж, как говорится, все средства хороши, и написание конспекта с точными ответами, и шпаргалки. И еще пусть родители помогают, они ведь тоже когда-то учились в школе.

Конспект против «диктанта»

Задумалась об этом более обстоятельно во время заседания дискуссионного клуба, которое проходило в одном из университетов потребительской кооперации. «Наша цель – повысить эффективность образования через обсуждение различных вопросов, повысить уровень культуры общения, а также сблизить преподавателей и студентов», – рассказывает автор проекта «Дискуссионный клуб» Арен Венгура. В аудитории преподаватели и студенты делились порой противоречивыми мнениями об эффективности конспектирования лекций. Понятно, у каждого свой опыт и свои аргументы. Как прозвучало, студенты младших курсов должны учиться дисциплине, чему как раз таки способствует конспектирование. Оно же помогает систематизировать и анализировать полученные знания. Конспект, дополненный в ходе самостоятельной работы, опять-таки поможет лучше подготовиться к экзаменам. Хорошо, когда опорные мысли и выводы аккуратно и старательно изложены в конспекте, с этим никто не спорит. К тому же считается, что записанное рукой откладывается в памяти, даже если делать записи автоматически. Но в то же время, есть ли альтернатива традиционному конспектированию? Могут ли его заменить подготовленные преподавателями распечатки лекций, в которых информация разложена строго по логическим полочкам, структурирована, и её не испортить плохим почерком, слухом, да и просто невнимательностью? Прозвучало мнение о том, что такой вариант подойдёт для небольшой группы студентов, а в большой аудитории, где собран поток, вряд ли окажется эффективным. В том числе и по причине того, что студенты не всегда приходят на лекции подготовленными и мотивированными на получение знаний. К тому же, получив распечатку, каждый ли молодой человек удосужится ознакомиться с ней вовремя, а не вспомнит о спасательном конспекте лишь в ночь перед экзаменом, повторяя «волшебные» заклинания?

Какую память применять?

Тяжело воспринимать информацию, которая идёт обрывисто, – считает гость дискуссионного клуба, руководитель центра эффективного образования, соавтор, разработчик и ведущий преподаватель обучающих программ Школы развития чтения Игорь Шиманский. – Восприятие текста должно идти непрерывно, так как автор любого материала раскрывает свою позицию через последовательную цепочку рассуждений, возвращение к которой разрывает её целостность. При этом, если некоторые факты запоминаются, то общая картина может потеряться». Кроме того, считает Игорь Шиманский, у каждого человека в зависимости от используемого доминантного анализатора, есть превалирующий вид памяти: зрительная, слуховая или двигательная. Соответственно, если вы отмечаете, что на слух запоминается лучше, используйте по максимуму слуховую память. Если, отвечая на экзамене, «листаете» в воображении страницы конспекта или ищете ответы на вопросы где-то в стороне, а в это время преподаватель подозрительно проверяет, нет ли там «суфлёров», значит, у вас наиболее развита зрительная память. Если пишете шпаргалки, но никогда ими не пользуетесь, вы обладатель двигательной памяти. Кстати, конспектирование не такое уж простое занятие. Оно может помочь и навредить, оказаться эффективным и бесполезным, отвлечь внимание от осмысления материала и способствовать его максимальному усвоению. Вопрос в том, что правильное конспектирование «живёт» по своим правилам, которых нужно придерживаться. В то же время не имеет значения, о применении какого метода конспектирования идёт речь, важно, чтобы он помогал обучаться и способствовал покорению вершин знаний.

Светлана НИКОЛАЕВА

Вернуться в раздел "Образование"