Смысловые образования

Смысл создается в результате отношений между человеком и тем,

на что направлены его действия, т.е. отношениями мотива

деятельности к цели действия. Смысловые образования

составляют ядро личности, определяя ее поступки.

Полезно знать ! На пересечении мотивов и целей человека возникают сложные психические образования, называемые смысловыми. Смысл создается в результате отношений между человеком и тем, на что направлены его действия, т.е. отношениями мотива деятельности к цели действия. Смысловые образования составляют ядро личности, определяя ее поступки. В поступке человеку открывается то, что имеет для него смысл, является важным и значимым, ради чего он живет. Открытие для личности смысла своего существования не происходит само по себе, а требует сложной внутренней работы, оценивания своей жизни. В психологии данный процесс называется решением задачи на смысл. В противном случае смыслы остаются скрытыми для него, однако они также оказывают влияние на его поведение. Осознанные личностные смыслы становятся ценностями. Их следует отличать от декларативных ценностей, зачастую маскирующих истинное отношение человека к жизни. Смысловые образования не лежат на поверхности психики, а представляют ее глубинный слой, по выражению Л.С. Выготского, «утаенный план сознания», их сложно вербализовать, всегда остается нечто невысказанное. Основной характеристикой смысловых образований является их производность от деятельности и общения человека, т.е. смыслы являются отражением конкретных условий его жизни. Для изменения смысловых образований необходимо изменить деятельность человека, поэтому одного лишь осознания личностью своих смыслов для этого недостаточно. Смысловые образования связаны с мотивами человека и включаются в мотивационно-смысловую сферу.