Интерактивная игра

Интерактивную игру можно определить как активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения.

Одной из основных учебных задача интерактивной игры является создание условий для приобретения участниками нового опыта социального поведения, который поможет им разобраться в различных жизненных ситуациях. Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, инсайт, приводящий к быстрому решению или новому понимаю проблемы.

В интерактивной игре, как и в ролевой, участникам задается ситуация. Основное отличие состоит в том, что вместо конкретных ролей участникам даются инструкции. Кроме того, совсем необязательно, чтобы предлагаемая ситуация была жизненной. Достаточно, чтобы она заключала в себе проблему, которую следует решить.

Интерактивные игры значительно различаются по образовательным целям и задачам, формам, ходу и предполагаемым результатам. Вместе с тем, можно выделить ряд характерных особенностей:

наличие участников или групп участников, интересы которых в значительной степени пересекаются;

наличие четко оговоренных правил игры, дающих представление о рамках допустимых действий участников;

наличие ясной цели, достижение которой возможно путем совершения определенных действий в рамках установленных правил;

осуществление взаимодействия с другими участниками в том объёме и тем способом, который избирается самими участниками;

возможность использования участниками различных моделей поведения в процессе достижения цели;
подробная групповая рефлексия и подведение итогов в конце игры.

Преимущества

Обучение через опыт является самым эффективным способом обучения.

Приобретение разнообразного опыта социального взаимодействия.

Возможность приобретения ценного опыта в безопасной обстановке и за более короткое время, чем в реальной жизни.

Возможность анализа своих действий (своих и других членов группы).

Разнообразие форм.

Новизна метода.

Недостатки

Требует высокой степени мастерства ведущего (тренера).

Эффективна не для всех возрастных групп (как правило, не моложе 14 лет).

Требует значительных временных затрат.

Как правило, количество участников ограничено (не более 25 человек).

Риск чрезмерного увлечения самой игровой ситуацией без последующего качественного анализа.

Возможны проблемы в группах, где участники плохо знают друг друга.

Пассивность участников может поставить под угрозу результат метода.

Стоит отметить, что риск возникновения последних трёх ситуаций может быть значительно снижен за счет повышения мастерства ведущего.