Психодиагностические методы изучения жизненных кризисов личности

Основным методом изучения стадий жизненных кризисов личности является биографический метод, который включает в себя еще ряд вспомогательных психологических методов.
Биографические методы в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются следующие методы и методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
При использовании биографического метода с целью изучения стадий жизненных кризисов личности исследователи собирают и обобщают материалы, отражающие подробные сведения о тех или иных жизненных событиях человека, психологических закономерностях протекания того или иного жизненного отрезка человека. На основе этих документов вырабатываются некоторые гипотезы о том или ином психологическом явлении, осмысляются определенные социально-психологические процессы, совершающиеся в тот или иной жизненный период.
Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни.
Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями.
Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения.  Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни.
Применение биографического метода связано со специфическим пониманием предмета психологического исследования жизненных кризисов личности, которое не может отвлечься от анализа установок, мотивов личности, от роли субъективных элементов. С этим связаны как достоинства, так и недостатки биографического метода: отсутствие репрезентативности; субъективная окрашенность воспоминаний, недостаток информации о психологическом явлении в целом.
Среди дополнительных методов изучения стадий жизненных кризисов личности наиболее популярны: стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают тесты-опросники, шкальные и диалогические техники. Краткие характеристики этих методов:
Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух-трехальтернативный выбор ответов).
Опросники-анкеты служат для получения данных об истории его жизни. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос).
Среди опросников-анкет для изучения стадий жизненных кризисов личности широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой.
Среди диалогических техник наиболее часто используются интервью, беседа.
Кризис представляет собой процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал. Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и чело­вечества. Именно он рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим обусловленностям и к конформизму, более здоровую и целос­тную. Именно кризис рождает все лучшее в человеке.

Вернуться в раздел