Мотивация выбора брачного партнера 

Существует ряд концепций, в рамках которых разработаны мотивы брачного выбора.
Наиболее глубоко и полно мотивация выбора брачного партнера рассматривается в психодинамическом подходе. З.Фрейд считал, что чаще всего любовь возникает как результат переноса – т.е. брачный партнер выбирается «по образу и подобию» родителя противоположного пола. Последователи психодинамической теории  считали, что индивид выбирает партнера, с которым мог бы воссоздать  модель родительской семьи или воссоздать собственное положение которое занимал среди братьев и сестер (В.Томан).
Г.Дикси и Дж.Вилли считали, что каждый из партнеров выбирает себе человека, с которым он мог бы воссоздать свои неудовлетворенные, наразрешенные для него ситуации из прошлого и в настоящей супружеской жизни разрешить неразрешенные конфликты.
Р.Уинч разработал теорию комплиментарных потребностей, согласно которой выбор совершается на основе взаимодополнительности, когда удовлетворение потребностей одного партнера будет одновременно и удовлетворением потребностей другого (властного мужчину привлекает кроткая женщина).
Согласно концепции фильтров А.Кркгоффа и К.Девиса любые отношения проходят через ряд «фильтров» - препятствий, психологическое содержание которых меняется в зависимости от типа отношений и этапа развития. Поэтому из множества пар симпатизирующих друг другу людей до бракосочетания дойдут лишь немногие.
В.Мурштейн в теории «стимул – ценность – роль» интегрировала обе последние концепции, предположив,  что пары в своих отношениях проходят стадии удовлетворения определенных потребностей

  1. на стадии стимула мужчина и женщина оценивают внешность друг друга, умение держаться в обществе, интеллект и др.
  2. на стадии сравнения ценностей  партнеры делают выводы относительно того, устраивают ли их ценностные установки, взгляды, интересы и потребности другого.
  3. на стадии проверки ролей происходит выяснение того, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или другом типе отношений.

Таким образом: