Дети, страдающие неврозами, склонны к сутулости

– Здоровье закладывается в детстве, ведь организм ребёнка очень пластичен и более чувствителен к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, – рассказывает врача Ольга Шевелева.

Начало обучения в школе – сложный период для ребёнка и в социальном, и в физиологическом планах. Появляются новые контакты, принципиально новый вид деятельности. Напряжённость этого периода в том, что школа с первых дней ставит перед учеником новые задачи, требует мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов. К слову, состояние здоровья влияет на длительность и успешность адаптации к школе и дальнейшее обучение. Есть факторы, отмечает Ольга Николаевна, облегчающие адаптацию. Они во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важные из них – рациональная организация учебных занятий, режима дня, питания, сна, физического воспитания, гигиеническое обучение и воспитание. Дети должны знать, насколько важна утренняя гимнастика и закаливающие процедуры для укрепления здоровья и хорошей работоспособности. При повседневном гигиеническом воспитании необходимо добиваться закрепления у ребёнка полезных навыков. Это достигается контактом семьи и школы.

В настоящее время здоровыми в школу поступают только 17 процентов учащихся. Это дети первой группы здоровья. У остальных есть нарушения. По данным профилактических осмотров, 57 процентов детей имеют II группу здоровья (отклонения функционального характера), 14 процентов – III (хронические заболевания), 1,4 процента – IV (инвалидность). У многих детей имеются нарушения осанки и сколиоз, так же отмечается плоскостопие, соответственно в комплекс профилактических мер необходимо включить и лечение плоскостопия. К нарушению осанки приводит тонусно-силовой дисбаланс мышц и ошибки управляющих позой и движением нервных центров. Причина – не включение одной, двух или трёх мышц в поддержание физиологического положения тела. К сожалению, уже сформировавшееся нарушение осанки невозможно исправить только насильственно удерживаемой правильной позой. Чтобы эти нарушения предупредить, нужно следить за тем, чтобы рабочее место школьника хорошо освещалось: свет должен падать слева. Важно, чтобы на письменном столе помещались не только книга и тетрадь, но и локти. Если ребёнок сутулится над столом во время чтения или письма, ему необходимо проверить зрение – возможно, нужны очки. Не рекомендуется читать или смотреть телевизор, лёжа на боку.

Напряжённые школьные занятия необходимо компенсировать активным отдыхом, прогулками, достаточным по продолжительности сном. Не менее важны и подвижные игры: лазание, ползание, кувыркание, бег. Очень полезно плавание. В период быстрого роста следует воздержаться от прыжков с высоты и длительного бега. В рационе ребёнка должно быть достаточно молочных продуктов, овощей и фруктов, рыбы – естественных источников кальция и витаминов, подчеркивает специалист. Не стоит забывать о влиянии эмоционального состояния. Дети, страдающие неврозами, склонны к сутулости. Здоровый психологический климат в семье – это прививка почти от всех болезней.

Вернуться в раздел