Семья

Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким диапазоном воздействия на личность и испытывающим определенное влияние различных институтов воспитания. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Семья может решить проблему социализации личности и сделать каждого из ее членов счастливым. Социальные отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка.
Влияние семьи на ребенка зависит от ряда данных, ее характеризующих: места проживания (город, село, хутор), состава и наличия в ней представителей старшего поколения (дяди, тети, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки), образовательного уровня членов семьи, ценностных ориентаций, достатка.
Семью начала ХХI века отличает от семьи начала ХХ века сокращение численного состава, ограничение трудового участия детей в жизни семьи, отделение молодых от старшего поколения. Все эти факторы снижают воспитательную роль семьи, ослабляют ее воспитательный потенциал. Неустойчивость семьи, падение престижа семейных традиций и ценностей также неблагоприятно сказываются на воспитании детей.
Семья является сложным образованием. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью норм, санкций, образцов поведения, и в то же время является объектом семейной и демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками. С точки зрения взаимоотношений ее членов семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Все члены семьи знают, что хорошо и что плохо, какие поступки не одобряются в семье, а какими гордятся. Человек, живущий в семье, часто не задумывается о своем личностном выборе, многих решениях, так как они приняты на основе системы семейных правил.
В семье складывается внутренняя система оценок, которая позволяет человеку узнавать и создавать представление о себе: любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям. Традиции, семейные нормы играют защитную роль, ограничивают пространство личной ответственности человека семейными рамками, формируют самосознание посредством предъявления образцов поведения. Таким образом, в семье естественно складываются необходимые условия для естественного нормального психического развития, которые невозможно создать искусственно, вне семьи.
Психологи выделяют разные типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся и неполная. Проблемы бывают как неблагополучной семье, так и в семье, которая внешне считается благополучной. По статистике каждые две семьи из трех оказываются проблемными.
Подробную  схему  анализа  семьи  предложил известный психиатр Е.А. Личко:  Его описание семьи  включает  следующие характеристики и их варианты:
1)  структурный  состав:  полная  семья (есть  мать  и  отец);  неполная  семья (есть только мать  или  только  отец);  искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2)  функциональные особенности:  гармоничная семья; дисгармоничная семья.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:
•        «нормальная – аномальная семья»;
•        «идеальная – реальная семья».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.
В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.
В последнее десятилетие увеличилось число неполных семей. Согласно статистическим данным, в каждой пятой семье с детьми до 18 лет отсутствует один из родителей. В связи с такой массовостью проблема социализации детей в неполных семьях становится чрезвычайно актуальной и требует специального исследования.
Неполная  семья  возникает  в  силу  разных  причин: рождения  ребенка  вне  брака,  смерти  одного из  родителей,  расторжения  брака  либо  раздельного проживания родителей. В соответствии  с  этим  выделяются  основные  типы  неполной  семьи:  внебрачная,  осиротевшая,  разведенная,  распавшаяся.  Различают  также  отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют  абсолютное  большинство  среди неполных  семей. Наиболее часто  встречающаяся  причина  возникновения  неполной  семьи  в наше  время –  развод,  который,  по  мнению В.А. Сысенко, является стрессовой ситуацией,  угрожающей  душевному  равновесию  одного или обоих партнеров и, особенно, детей. 
Неполная семья – семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Если после развода один из супругов не заключает второго брака и начинает жить только с ребенком (детьми), возникает неполная семья. Ее традиционно рассматривают как проблемную семью, отличающуюся некоторыми особенностями, возникающими в результате «диадности» ее существования и отсутствия в семейной системе супружеских отношений. Принято считать, что одинокие матери и отцы, в силу сходных обстоятельств семейной жизни, заставляющих выполнять и женские, и мужские роли по отношению к ребенку, имеют сходные характеристики поведения:
•        их социальная жизнь более ограничена;
•        для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребенком;
•        у них со временем нарастают психологические барьеры, мешающие их вступлению в повторный брак.

Типичный вариант неполной семьи – это мать с ребенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль, роль «кормильца», и принимает участие в материальном обеспечении детей. Однако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то время как разведенный в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению, а его встречам с ребенком мать нередко чинит препятствия. Еще одним видом неполной семьи является «материнская семья», в состав которой входят мать и ребенок, (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный, вариант неполной семьи – это вариант семьи без отца. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося ее члена должна быть включена в группу риска.
Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишен необходимых мужских черт: твердости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искаженным – обедненным или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии, либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье. К тому же средний уровень образования матерей неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных семей.
Очевидно, что в неполной семье подросток рискует оказаться в психологически сложной ситуации. Это происходит в том случае, если мать находится от него в сильной эмоциональной зависимости и начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни. Часто это проявляется в ухудшении самочувствия. Подросток сталкивается с необходимостью выбирать между жизнью, которая ему нравится, и здоровьем матери. Некоторые женщины склонны к манипулированию своими детьми, ставя свое самочувствие в прямую зависимость от их поведения.
В диадических семьях типа «мать – сын» встречаются и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по существу их столкновения начинают напоминать супружеские конфликты. При отсутствии мужа претензии к сыну могут сочетаться с перенесением на него отношения матери как взрослой женщины к своему брату. Таким образом, мать фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужских ролей (мужа и брата). Но поскольку ее сын реально другой, отличный от отца и дяди человек (к тому же подросток, а не взрослый), он, естественно, не может соответствовать неадекватным ожиданиям матери, осложняя этим уже достаточно «эмоционально спутанные» отношения с нею.
Достаточно сложной оказывается такая ситуация в неполной семье, когда оставшийся с ребенком родитель (чаще мать) стремится воспитать ребенка таким образом, чтобы продемонстрировать обществу, что и в отсутствии отца ее ребенок вырос достойным человеком. Обычно в подобных случаях мать стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы, жизненные установки и идеалы. При этом склонности и особенности самого ребенка игнорируются. В результате несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка возникают травмирующие всех участков детско-родительские конфликты.
Проблемами взаимоотношений в неполной семье и в семье в целом, искажениями и их психологическим объяснением занимались как зарубежные психологи (Р. Белл, Дж. Боулби, К. Роджерс, Э. Шефер, 3. и А. Фрейд, Э. Фромм, М. Эйнсворт, Э. Эриксон), так и российские (А.И. Захаров, Е.А. Личко, В.В. Столин, А.В. Черников, В.В. Юстицкис и др.).
Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, проанализировал качественные различия между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по линиям: «условность – безусловность», «контролируемость – неконтролируемость». При этом привязанность к матери – естественная, природная привязанность (безусловная любовь), а привязанность к отцу – искусственная система взаимоотношений, основанная на власти и законе (совесть, долг, закон, иерархия, притеснение, неравенство, подчинение).
Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа, которая явилась первой теорией, рассматривающей отношения между ребенком и родителем в качестве главного фактора детского развития. Согласно теории 3. Фрейда и А. Фрейд, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». 3. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Дж. Боулби, К. Роджерса и др.
Так, в эпигенетической концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой – предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.
Противопоставление условной и безусловной любви рассматривается и в гуманистической психологии. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.
Принимая факт наличия не только позитивных, но и негативных сторон в детско-родительских отношениях, А.И. Захаров описывает случаи гиперопеки матери по отношению к своему ребенку (сверхзаботы, сверхпредохранения, сверхзащиты), связанной с контролем допускающего или ограничительного характера. А.В. Черников пишет о феномене «двойного зажима», Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис описывают нарушения ролевого поведения в семье и ее переживания по этому поводу. В.В. Столин фиксирует наличие внушения со стороны матери и рассматривает случаи мистификации, когда мать общается с ребенком и ведет себя так, как если бы у него имелись определенные качества. При этом чаще она как бы подразумевает качества ребенка, имеющие негативную характеристику.
Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.)  свидетельствуют,  что  в  силу  названных причин  дети  из  неполных  семей,  по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом  психологических особенностей: более  низкой школьной  успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному  поведению,  проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям,  нарушениями полоролевого поведения, тягостным  чувством отличия от сверстников,  неустойчивой, заниженной  самооценкой  с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной  требовательностью к матери и  высоким желанием изменений  ее  поведения,  активным  поиском «значимого взрослого».
Детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса;  уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности  в отношениях, умения принимать и играть роли.
Именно семья дает возможность ощутить психологический комфорт, человеческое тепло и заботу, удовлетворенность жизнью.
Современная семья как социальный институт «переживает» свой «переходный период»: старые традиции забыты и утрачены, а новые еще не сформировались. В функционировании семьи можно выделить ряд социально-психологических проблем объективного и субъективного характера, которые вызваны историческими, социальными, психологическими и физиологическими причинами и поэтому не зависят от индивидуальных особенностей мужа или жены. С другой стороны, эти проблемы могут быть обусловлены неумением или нежеланием супругов адаптироваться к новым условиям жизни, связанным с общим социальным кризисом. То есть объективные трудности, которые характерны для каждого брака, дополняются специфическими проблемами, преодолеть которые, к сожалению, удается не каждой семье.
В обществе сложились определенные стереотипы. Одни считают, что неблагополучная – это неполная семья. Другие, что такой является многодетная, третьи, что неблагополучной является та семья, чьи дети плохо учатся, нарушают дисциплину и т.д. Все это практикой отвергается. На самом деле и та, и другая, и третья – в одинаковой степени могут быть как благополучной, так и неблагополучной. О любой семье нужно судить по тому, как она реагирует на поступки детей.
Семья может быть неполной, может быть полной, но с противоречивым воспитанием, подавляющим ребенка, или с «тепличными» условиями. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем полная, в которой отец-пьяница терроризирует семью и т.д. Иногда семьи внешне хорошие, но родители чрезмерно заняты собой, своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку. Это тоже может вызывать дерзкое поведение со стороны ребенка,  «бунт»  его ранимой  души.
Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, следует  охарактеризовать благополучную семью. Во-первых, это семья, которая выполняет все функции. Во-вторых, такая семья должна состоять из родителей и детей (не менее трех). В современной ситуации в обществе семья, имеющая трех детей, является многодетной. В-третьих, все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, овладевать семейными ролями, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
В большой семье возникают микрогруппы, которые способствуют объединению членов семьи по интересам и духовной близости, взаимному притяжению членов семьи, которое значительно выше, чем среди просто знакомых людей. Взаимное притяжение определяется эмоциональной и исторической памятью семьи, чувством определенной защищенности, вызванным мифами, легендами, рассказами о поступках членов семьи, родственников, их подвигах и т. д. Жизнь в семье способствует тому, что складываются общие привычки и традиции, стереотипы поведения, определяющие облик всей «фамилии». Члены семьи обладают общим психосемантическим полем, которое дает возможность многое подразумевать, при этом общение становится более близким, продуктивным, помогающим снимать смысловые барьеры, проблемы.